|
Паровоз №293
Исторический паровоз с номером 293 установлен в
мемориальном павильоне на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. На нем в 1917
году машинист Гуго Эрикович Ялава дважды перевозил через финляндскую
границу Владимира Ильича Ленина. 293-ий ранее часто изображали на конвертах,
в книгах, его модели стоят в музеях.
Переезду Ильича в Финляндию предшествовали бурные
июньские события 1917 года в Петрограде. После расстрела мирной
демонстрации рабочих и солдат и нападений юнкеров на редакцию и типографию
газеты «Правда» партия большевиков ушла в подполье. Владимиру Ильичу тоже
пришлось перейти на нелегальное положение, скрываться от Временного
правительства.
Сначала он жил и работал на чердаке сарая у
рабочего-большевика Николая Александровича Емельянова, а затем под видом
финского косца - в шалаше на берегу Сестрорецкого разлива. К концу лета
зачастили дожди, сенокос закончился и жить в лесу становилось опасно.
ЦК партии поручил опытным конспираторам А.В. Шотману и
Рахье Эйно Абрамовичу организовать переезд Ленина в Финляндию.
9 августа 1917 года, станция Удельная. Точно по
расписанию 71-й пригородный, замедляя ход, приближался к станции. Опытный
машинист Г.Э. Ялава напряженно вглядывался в темноту. На платформе
пассажиры, у переезда - огонек курильщика, под тусклым фонарем кто-то
читает газету. Непосвященного наблюдателя вряд ли заинтересовала бы эта
обыденная картина. Но для Гуго она означала: все в порядке. Обычно
машинист останавливал локомотив у фонаря в конце платформы. Было
условлено, что в этот раз Гуго «протащит» поезд и остановит паровоз в
темноте за платформой, у самого железнодорожного переезда. Скрипят
тормоза, поезд плавно останавливается. Из темноты быстро вышел коренастый,
среднего роста человек, ухватился за поручни и легко поднялся в будку
паровоза.
В первый вагон поезда сели Э. Рахья и А. Шотман.
Обер-кондуктор дал сигнал отправления, и поезд тронулся. На каждой станции
Э. Рахья и А. Шотман выходили из вагона и, сжимая в карманах заряженные
револьверы, с волнением наблюдали за паровозом. Они были готовы защитить
Ильича.
Минут через 30 поезд прибыл к пограничной станции
Белоостров. Стоянка 20 минут, к тому же именно здесь проходил таможенный
досмотр. Гуго знал, что обычно паровозную бригаду не проверяли, но
понимал, как важно избежать любой случайности. И хотя у Ленина документы
были надежные, Ялава решил не рисковать. Он остановил состав дальше
обычного. Помощник машиниста сразу же соскочил на землю и отцепил вагоны.
Ялава же повел паровоз к водоналивной колонке, находящейся почти у самой
речки, в 200-250 метрах от станции и держал его там до самого сигнала к
отправлению. Пока помощник прицеплял паровоз, Гуго осмотрел платформу:
спокойно, Рахья в окне вагона курит папиросу - значит, все в порядке,
можно ехать, Вот и свисток кондуктора, машинист открыл клапан, состав
тронулся и через 5 минут пересек финляндскую границу.
Гуго предложил Владимиру Ильичу перейти в первый вагон,
но Ленин предпочел и остаток пути проехать на паровозе.
В 2 часа 45 минут 71-й поезд прибыл на станцию Териоки.
Ленин вместе с Э. Рахья и А. Шотманом направился в
деревню Ялкала... Так начиналась последняя эмиграция Владимира Ильича.
3 октября ЦК РСДРП(б) принял решение: «Предложить
Ильичу перебраться в Питер, чтобы была возможна постоянная и тесная
связь». Как и в летний переезд через границу, эту операцию поручили Э.А.
Рахье и Г.Э. Ялаве. Проведена она была 7 октября.
Дальнейшие события развивались стремительно: через три
недели свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, а вскоре
грянула гражданская война. В зоне военных действий оказалось около 80%
железнодорожной сети дореволюционной России. В освобожденных районах
количество локомотивов, попавших на паровозные кладбища, превысило 70%. Не
хватало топлива, запчастей, металла. В этих критических условиях молодой
Советской Республике пришлось самостоятельно восстанавливать
железнодорожный транспорт.
...В один из мартовских дней 1920-го машинист депо
Финляндского вокзала Герман Германович Рийконен предложил «...отметить
пролетарский праздник 1 Мая хорошим подарком Республике». Сформировалась
группа из четырех машинистов и троих помощников. Выбрать на паровозном
кладбище подходящий локомотив поручили самому молодому машинисту
Вальдемару Виролайнену, Осматривая «мертвые» машины, Вальдемар увидел
паровоз Г. Ялавы, Он сразу же вспомнил, с какой любовью изучал и смазывал
машину 293-го еще в 1916-м. Котел и экипажная часть были в хорошем
состоянии.
Этот паровоз был построен в 1900 году на заводе Балдвина
в американском городе Ричмонде. Управление Финляндских железных дорог
приобрело его в 1913-м, Пять лет Гуго Ялава водил поезда на 293-м между
Петербургом и Райволой. В начале 1918-го машинистом стал Николай Рыбкин,
но ненадолго. Уже в апреле у выходного семафора локомотив маневрового
состава врезался в бок 293-го, В аварии разбило левую паровую машину,
слетела труба и песочница.
Энтузиастам предстояло отремонтировать и сдать в
эксплуатацию этот паровоз. Группа Рийконена оставалась после работы,
трудилась до позднего вечера. Утром 1 Мая, поблескивая свежей краской, он
стал у перрона Финляндского вокзала. С этого дня его использовали для
вождения пригородных поездов, а в 1924 году, вместе с другим имуществом,
передали Финляндской железной дороге.
Шли годы, Отгремела Великая Отечественная война,
налаживалась мирная жизнь, крепли дружественные связи советского народа с
народом соседней Финляндии. Вальдемара Матвеевича, теперь уже
генерал-директора тяги 3-го ранга, депутата Верховного Совета, не покидали
воспоминания о паровозе № 293. Хотелось разыскать исторический локомотив.
И вот мечта Виролайнена сбылась, В 1947 году ему удалось узнать, что 293-й
цел и невредим, приписан к депо города Тампере, водит пригородные поезда.
Прошло еще 10 лет...
13 июня 1957 года в Хельсинки состоялась торжественная
церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, спустя
четыре дня финские машинисты Т. Солио и его помощник X. Яяккола привели
его на пограничную станцию Вайниккала. Локомотив приняла советская
паровозная бригада Выборгского депо: машинист В. Тепляков и его помощник В. Сериков.
В 16 часов 21 минуту торжественно прозвучал свисток
дежурного, ему вторил сигнальный колокол 293-го, и ленинский паровоз
отправился к нашей пограничной станции Лужайка. А 20 июня состоялась
торжественная встреча в Ленинграде.
За время эксплуатации в Финляндии паровоз немного
реконструировали, после его возвращения, рабочие депо Ленинград-Финляндский (ТЧ-20)
отремонтировали его и вернули исторический вид. Какое-то время паровоз стоял на путях
Финляндского вокзала. К 1964 году, рабочие Ленметростроя, по проекту архитекторов
П. Ашастина и Е. Лоханова построили для него на Финляндском вокзале
павильон из стекла и металла. 4 ноября 1964 года в 8 часов 40 минут паровоз N 293
был установлен на вечную стоянку.
Краткая техническая характеристика
Осевая формула - 2-3-0
Вес в рабочем состоянии, т - 44,5
Сцепной вес, т - 31,5
Диаметр движущихся колес, мм - 1575
Диаметр бегунков, мм - 1050
Количество цилиндров - 2
Диаметр цилиндров, мм - 406
Ход поршня, мм - 610
Давление пара в котле, атм - 12
Поверхность нагрева котла, м2 - 87,8
Площадь колосниковой решетки, м2 - 1,41
Конструкционная скорость, км/ч - 80
Паровоз №293:
1 - крышка будочного фонаря, 2 - аварийный колокол, 3 - свисток, 4 - сухопарник, 5 - предохранительный
клапан, 6 - песочница, 7 - паровая машина, 8 - дымовая камера, 9 - фонари,
10 - дверца дымовой камеры, 11 - мусорная труба, 12 - поршневой сальник
цилиндра, 13 - водоуказательные стекла, 14 - раздвижные дверцы, 15 -
буферные стаканы, 16 - параллели, 17 - ползун, 18 - шатун, 19 - переднее
сцепное дышло, 20 - тормозная колодка, 21 - заднее сцепное дышло, 22 -
переводная тяга, 23 - путеочиститель, 24 - передняя поддерживающая
тележка, 25 - главный воздушный резервуар, 26 - рычаг переводного вала, 27
- рессивер, 28 - зольник и колосниковая решетка, 29 - паровоздушный насос,
30 - водоотделитель, 31 - запасной резервуар, 32 - резиновый рукав
воздуховода, 33 - водоприемный рукав, 34 - маневровая цепь, 35 - концевые
краны, 36 - сцепной крюк, 37 - водозапорные клапаны, 38 - горловина
водяного бака, 39 - стяжка, 40 - ручной тормоз.
|
|