Энциклопедия Петербурга
on-line.spb.ru

Паровоз №293

Исторический паровоз с номером 293 установлен в мемориальном павильоне на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. На нем в 1917 году машинист Гуго Эрикович Ялава дважды перевозил через финляндскую границу Владимира Ильича Ленина. 293-ий ранее часто изображали на конвертах, в книгах, его модели стоят в музеях.

Переезду Ильича в Финляндию предшествовали бурные июньские события 1917 года в Петрограде. После расстрела мирной демонстрации рабочих и солдат и нападений юнкеров на редакцию и типографию газеты «Правда» партия большевиков ушла в подполье. Владимиру Ильичу тоже пришлось перейти на нелегальное положение, скрываться от Временного правительства.

Сначала он жил и работал на чердаке сарая у рабочего-большевика Николая Александровича Емельянова, а затем под видом финского косца - в шалаше на берегу Сестрорецкого разлива. К концу лета зачастили дожди, сенокос закончился и жить в лесу становилось опасно.

ЦК партии поручил опытным конспираторам А.В. Шотману и Рахье Эйно Абрамовичу организовать переезд Ленина в Финляндию.

9 августа 1917 года, станция Удельная. Точно по расписанию 71-й пригородный, замедляя ход, приближался к станции. Опытный машинист Г.Э. Ялава напряженно вглядывался в темноту. На платформе пассажиры, у переезда - огонек курильщика, под тусклым фонарем кто-то читает газету. Непосвященного наблюдателя вряд ли заинтересовала бы эта обыденная картина. Но для Гуго она означала: все в порядке. Обычно машинист останавливал локомотив у фонаря в конце платформы. Было условлено, что в этот раз Гуго «протащит» поезд и остановит паровоз в темноте за платформой, у самого железнодорожного переезда. Скрипят тормоза, поезд плавно останавливается. Из темноты быстро вышел коренастый, среднего роста человек, ухватился за поручни и легко поднялся в будку паровоза.

В первый вагон поезда сели Э. Рахья и А. Шотман. Обер-кондуктор дал сигнал отправления, и поезд тронулся. На каждой станции Э. Рахья и А. Шотман выходили из вагона и, сжимая в карманах заряженные револьверы, с волнением наблюдали за паровозом. Они были готовы защитить Ильича.

Минут через 30 поезд прибыл к пограничной станции Белоостров. Стоянка 20 минут, к тому же именно здесь проходил таможенный досмотр. Гуго знал, что обычно паровозную бригаду не проверяли, но понимал, как важно избежать любой случайности. И хотя у Ленина документы были надежные, Ялава решил не рисковать. Он остановил состав дальше обычного. Помощник машиниста сразу же соскочил на землю и отцепил вагоны. Ялава же повел паровоз к водоналивной колонке, находящейся почти у самой речки, в 200-250 метрах от станции и держал его там до самого сигнала к отправлению. Пока помощник прицеплял паровоз, Гуго осмотрел платформу: спокойно, Рахья в окне вагона курит папиросу - значит, все в порядке, можно ехать, Вот и свисток кондуктора, машинист открыл клапан, состав тронулся и через 5 минут пересек финляндскую границу.

Гуго предложил Владимиру Ильичу перейти в первый вагон, но Ленин предпочел и остаток пути проехать на паровозе.

В 2 часа 45 минут 71-й поезд прибыл на станцию Териоки. Ленин вместе с Э. Рахья и А. Шотманом направился в деревню Ялкала... Так начиналась последняя эмиграция Владимира Ильича.

3 октября ЦК РСДРП(б) принял решение: «Предложить Ильичу перебраться в Питер, чтобы была возможна постоянная и тесная связь». Как и в летний переезд через границу, эту операцию поручили Э.А. Рахье и Г.Э. Ялаве. Проведена она была 7 октября.

Дальнейшие события развивались стремительно: через три недели свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, а вскоре грянула гражданская война. В зоне военных действий оказалось около 80% железнодорожной сети дореволюционной России. В освобожденных районах количество локомотивов, попавших на паровозные кладбища, превысило 70%. Не хватало топлива, запчастей, металла. В этих критических условиях молодой Советской Республике пришлось самостоятельно восстанавливать железнодорожный транспорт.

...В один из мартовских дней 1920-го машинист депо Финляндского вокзала Герман Германович Рийконен предложил «...отметить пролетарский праздник 1 Мая хорошим подарком Республике». Сформировалась группа из четырех машинистов и троих помощников. Выбрать на паровозном кладбище подходящий локомотив поручили самому молодому машинисту Вальдемару Виролайнену, Осматривая «мертвые» машины, Вальдемар увидел паровоз Г. Ялавы, Он сразу же вспомнил, с какой любовью изучал и смазывал машину 293-го еще в 1916-м. Котел и экипажная часть были в хорошем состоянии.

Этот паровоз был построен в 1900 году на заводе Балдвина в американском городе Ричмонде. Управление Финляндских железных дорог приобрело его в 1913-м, Пять лет Гуго Ялава водил поезда на 293-м между Петербургом и Райволой. В начале 1918-го машинистом стал Николай Рыбкин, но ненадолго. Уже в апреле у выходного семафора локомотив маневрового состава врезался в бок 293-го, В аварии разбило левую паровую машину, слетела труба и песочница.

Энтузиастам предстояло отремонтировать и сдать в эксплуатацию этот паровоз. Группа Рийконена оставалась после работы, трудилась до позднего вечера. Утром 1 Мая, поблескивая свежей краской, он стал у перрона Финляндского вокзала. С этого дня его использовали для вождения пригородных поездов, а в 1924 году, вместе с другим имуществом, передали Финляндской железной дороге.

Шли годы, Отгремела Великая Отечественная война, налаживалась мирная жизнь, крепли дружественные связи советского народа с народом соседней Финляндии. Вальдемара Матвеевича, теперь уже генерал-директора тяги 3-го ранга, депутата Верховного Совета, не покидали воспоминания о паровозе № 293. Хотелось разыскать исторический локомотив. И вот мечта Виролайнена сбылась, В 1947 году ему удалось узнать, что 293-й цел и невредим, приписан к депо города Тампере, водит пригородные поезда.

Прошло еще 10 лет...

13 июня 1957 года в Хельсинки состоялась торжественная церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, спустя четыре дня финские машинисты Т. Солио и его помощник X. Яяккола привели его на пограничную станцию Вайниккала. Локомотив приняла советская паровозная бригада Выборгского депо: машинист В. Тепляков и его помощник В. Сериков.

В 16 часов 21 минуту торжественно прозвучал свисток дежурного, ему вторил сигнальный колокол 293-го, и ленинский паровоз отправился к нашей пограничной станции Лужайка. А 20 июня состоялась торжественная встреча в Ленинграде.

За время эксплуатации в Финляндии паровоз немного реконструировали, после его возвращения, рабочие депо Ленинград-Финляндский (ТЧ-20) отремонтировали его и вернули исторический вид. Какое-то время паровоз стоял на путях Финляндского вокзала. К 1964 году, рабочие Ленметростроя, по проекту архитекторов П. Ашастина и Е. Лоханова построили для него на Финляндском вокзале павильон из стекла и металла. 4 ноября 1964 года в 8 часов 40 минут паровоз N 293 был установлен на вечную стоянку.

Модель паровоза №293

Краткая техническая характеристика
Осевая формула - 2-3-0
Вес в рабочем состоянии, т - 44,5
Сцепной вес, т - 31,5
Диаметр движущихся колес, мм - 1575
Диаметр бегунков, мм - 1050
Количество цилиндров - 2
Диаметр цилиндров, мм - 406
Ход поршня, мм - 610
Давление пара в котле, атм - 12
Поверхность нагрева котла, м2 - 87,8
Площадь колосниковой решетки, м2 - 1,41
Конструкционная скорость, км/ч - 80

Паровоз N293

Паровоз №293: 1 - крышка будочного фонаря, 2 - аварийный колокол, 3 - свисток, 4 - сухопарник, 5 - предохранительный клапан, 6 - песочница, 7 - паровая машина, 8 - дымовая камера, 9 - фонари, 10 - дверца дымовой камеры, 11 - мусорная труба, 12 - поршневой сальник цилиндра, 13 - водоуказательные стекла, 14 - раздвижные дверцы, 15 - буферные стаканы, 16 - параллели, 17 - ползун, 18 - шатун, 19 - переднее сцепное дышло, 20 - тормозная колодка, 21 - заднее сцепное дышло, 22 - переводная тяга, 23 - путеочиститель, 24 - передняя поддерживающая тележка, 25 - главный воздушный резервуар, 26 - рычаг переводного вала, 27 - рессивер, 28 - зольник и колосниковая решетка, 29 - паровоздушный насос, 30 - водоотделитель, 31 - запасной резервуар, 32 - резиновый рукав воздуховода, 33 - водоприемный рукав, 34 - маневровая цепь, 35 - концевые краны, 36 - сцепной крюк, 37 - водозапорные клапаны, 38 - горловина водяного бака, 39 - стяжка, 40 - ручной тормоз.


Баннер sky-01 88x31