Отправить SMS, MMS
|
Санкт-Петербург - Дворцовый комплекс Петергоф (Петродворец)
Дворцовый комплекс Петергоф (Петродворец)
История города
Петергоф - город фонтанов парков и музеев.
Впервые Петергоф упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году. Город возник в 1710-е годы как загородная
резиденция Петра I и получил название на немецкий манер - Peterhof, что по-немецки означает «усадьба (двор) Петра».
Через Петергоф пролегала дорога к Ораниенбауму (ныне Ломоносов), а оттуда по паромной переправе в Кронштадт. В начале XVIII века к западу
от Нижнего парка образовалась Большая, или Старая, слобода (Старый Петергоф), к востоку - Малая, или Новая, слобода
(Новый Петергоф), заселённая строителями и дворцовыми служителями. Тогда в городе жило много немецких семей - мастера,
участвовавшие в строительстве резиденции, переезжали сюда с семьями. Официальный статус города был присвоен в 1762 году,
а в 1849 году Петергоф стал уездным городом.
27 января 1944 года город Петергоф переименовали в Петродворец, причиной этому была война с Гитлеровской Германией.
Возвращение прежнего названия городу происходило в два этапа. В 1997 году, внесли поправки в закон «Об административно-территориальном
устройстве Санкт-Петербурга» и разделили Петродворец на две части — город Петергоф и поселок Стрельна, но изменений в адресный
классификатор тогда не сделали, поэтому в некоторых документах указывалось прежнее название Петродворец. И только в 2009 году,
приказом комитета по земельным ресурсам, адресный классификатор был приведён в соответствие с законодательством Санкт-Петербурга.
Во время Великой Отечественной Войны по окраине города проходила линия фронта. За годы войны город сильно пострадал, восстановлен в послевоенное время.
Достопримечательности
Главной достопримечательностью города является дворцово-парковый ансамбль Петергоф - загородная резиденция Петра I,
которая по своей роскоши не уступала французскому Версалю.
Сохранившиеся рисунки царя, указы и пометки на документах говорят о том, что концепция планировки ансамбля, а где-то и разработка
отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому Петру I. Темпы, с которыми возводилась резиденция,
поражали. Торжественно открытие резиденции состоялось в августе 1723 года. В 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, в Петергофе
начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет.
В годы первой мировой войны из-за опасности захвата Петрограда из петергофских дворцов были эвакуированы, наиболее ценные вещи. Их в 1916 г. отправили в Москву. После революции временное правительство приняло решение превратить резиденцию в музей, подобно Версалю и другим королевским дворцам Европы.
Во время Великой Отечественной войны полностью эвакуировать и укрыть сокровища петергофских музеев не успели, германские
войска разворовали и уничтожили оставшиеся художественные ценности Петергофа, в парках вырубались деревья, рылись окопы и
возводились противотанковые завалы из вековых деревьев. Большой дворец, дворец Марли были взорваны, треть зеленых насаждений погибла.
Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, и тысячи музейных ценностей.
Лучшее время для посещения Петрегофа естественно лето, с началом открытия сезона фонтанов. Обойти все парки и посетить музеи одним днем вам не удастся, музей-заповедник «Петергоф» объединяет сады и парки площадью более 1000 га и 20 отдельных музеев,
поэтому заранее распланируйте свою прогулку по Петергофу, в этом вам помогут неофициальные сайты города Петергоф и музея-заповедника «Петергоф». Зимой, когда фонтаны отдыхают, можно побольше уделить внимание памятникам архитектуры, и музеям.
|
Особой гордостью города является собор святых апостолов Петра и Павла. Создателем его был архитектор Николай Владимирович Султанов. Сооружение собора начинается с 1892 года, когда протопресвитер отец Иоанн (Янышев) ходатайствовал о постройке нового храма в Петергофе. Император Александр III внимательно отнесся к просьбе. Он лично определил место около "Царицынского пруда" (Ольгина) в центре города, сам назначил четырех архитекторов - Л.Н. Бенуа, А.И. Семенова, Н.И. Рошфора и Н.В. Султанова. Выбрал Александр III проект Н.В. Султанова. Собор был задуман Султановым в стиле московского церковного каменного зодчества. Архитектор продумал все аспекты удобств для священнослужителей и прихожан. В обычных храмах такого не было. Работы началиcь в 1894 году. К весне 1903 года стены храма были готовы, к их росписи приступили мастера Сафонов и Колупаев из Москвы и иконописная артель села Палех. Одновременно с собором строились здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции. Закончили строительство в 1905 году 25 июня (12 июня по старому стилю), в этот же день в присутствии, уже, императора Николая II и императрицы Александры Федоровны освятили новую придворную церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Здание собора имеет пирамидальную форму и увенчано пятью главами с шатровым покрытием и золочеными луковицами. Высота средней главы около 70 метров. Стиль соответствует расцвету московского зодчества XVI-XVII вв. Как и все сооружения того времени, храм строился из кирпича.
Все религиозные сюжеты исполнены по старорусскому, завещанному Византией, приему.
С западной стороны к храму прилегают колокольня и часовня. Колокольня, как и часовня, является частью храма. Часто эти сооружения ставились отдельно от храма, но Султанов создал их очень компактными и, в то же время, величественными. Колокольня невысокая, широкая с аркадами в три пролета "по лицу" и в два по бокам.
В течение 25 лет собор был главным религиозным храмом для жителей Петергофа. Собор закрыли в 1934-1935 гг.
Сначала прекратили службы, затем сняли кресты, вынесли всю утварь и иконы. Были предложения взорвать храм, к счастью до этого не дошло, но склад устроили. В 1941 году облицовка глав была содрана. В годы войны с собора немецкий корректировщик следил за Кронштадтом и передвижением кораблей. Его пытались сбивать, поэтому северная часть собора была разрушена. Собор долго стоял разрушенным,
пока, готовясь к Олимпиаде 1980 года, власти не приняли решение о восстановлении. Под руководством архитектора Евгения Павловича Севастьянова отреставрировали собор внешне, установили кресты. Далее решался вопрос, что будет в соборе - музей или концертный зал.
В 1989 году (в связи с 1000-летием крещения Руси) верующие добились передачи им собора. C 1990 по 1995 года восстанавливались интерьеры храма. В 1995 г. храм был освящен патриархом Алексием II.
|
|